|
Вы находитесь в режиме просмотра. Для участия в дискуссиях клуба вам необходимо зарегистрироваться (если вы этого не сделали) и войти в систему.
|
|
Вот текст оттуда:(+)
Отправлено: Павел 13.02.2004 в 13:16
|
-----------------------------------------------
“Михайловское" зажигание- гениальность или шарлатанство?
Журнал "За Рулем", напечатал заметку, «ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПРИСПОСОБЛЕНЕЦ» Михаила Колодочкина, журнал "За Рулем", №2, 2001 год. До этого информация об этом была в «POWER & SAIL BOATS» 2 (168) 1999 г. (журнал КАТЕРА И ЯХТЫ) http://www.katera.ru/168/page3.htm ,а также недавно появился сайт http://www.michailov.amh.ru/.Также появлялась информация в конференциях и в интернете на отдельных страницах. Так Рекунов Вадим давая информацию под названием «"Михайловское зажигание" или АСУД», писал «Принцип действия до гениальности прост, и граничит с шарлатанством» А мое мнение - принцип действия прост, а остальное - чистое шарлатанство.
Информация о «Михайловском» зажигании изобилует пафосом. Цитируем:
«Михайловское» зажигание – АДАПТИВНОЕ.»
«Изобрести велосипед все-таки удалось»
«Видимо, не зная традиционных способов конструирования ДВС, я решил (ГЛЕБ МИХАЙЛОВ) использовать свой опыт по разработке систем, управляющих движущимися объектами. Такие системы используются в космических кораблях, пушках на мчащихся танках или следящих за пролетающими целями роботах, выполняющих сложные операции»
Но в тоже время, некоторые моменты вызывают удивление и настораживают.
1) Из инструкции по установке. «16.Прогреть двигатель до рабочей температуры и выставить угол опережения зажиганием по признаку появления детонации на прямой передаче при скорости автомобиля 55-60 км/час или резкими перегазовками» И это после пунктов 3 и 13.
«3.Выставить двигатель в верхнюю мертвую точку (ВМТ) для 1 или 4 цилиндров с упреждением 8-10 градусов.
13.Включить зажигание и поворачивать датчик ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ до момента перехода показаний вольтметра из "0" в "10 Вольт"»
Создается впечатление, что она не адаптивная и на детонацию не реагирует, и поэтому вы сами должны, полагаясь на свой слух, подстроить зажигание по признакам детонации. А что, если вы зальете другого качества бензин, снова повторять регулировки? Сама инструкция в точности повторяет инструкцию по регулировке примитивного зажигания. Сравним параметры; диапазон управления углом опережения зажигания град по КВ. от -15 до +40 и характеристики контроллера «Электроника МC2713» -диапазон управления углом опережения зажигания, град .
-20...+70. Причем контроллер зажигания «Электроника МC2713» не адаптивный и работает по жесткой логике, выбирая угол из 32 заложенных характеристик, а сама разработка (http://dimka955.chat.ru/) старше 1988 года.
2) Из описания принципа работы. « Если замерить ускорение каждого поршня при его движении от нижней мертвой точки до верхней мертвой точки в момент всасывания бензиново-воздушной смеси (карбюратор) или испарения порции топлива при впрыске форсункой и одновременно измерить изменение ускорения КВ (коленчатый вал) при воздействии возмущающих факторов (влияние нагрузки на КВ) в любой момент времени, и подать эти сигналы как сигнал рассогласования в систему обратной связи, то удается замкнуть систему по конечному параметру — коленчатому валу с учетом мгновенного состава бензиново-воздушной смеси в каждой камере сгорания»
Или « Частота вращения коленчатого вала падает до 286 об/мин, а угол опережения зажигания увеличивается до 32.1 угловых градусов. Данный ДВС -карбюраторный, и после резкого переобеднения в первый момент топливовоздушной смеси при резком открытии воздушной заслонки, вступает в работу ускорительный насос, и смесь становится обогащенной. Этот момент приходится на рабочий ход третьего цилиндра в четвёртом цикле, и угол опережения зажигания уменьшается до 12.2 угловых градусов»
Получается, что Михайлову удалось по данным одного датчика скорости и ускорению, производной от этой скорости, вычислить более пяти параметров. А если учесть, что эти процессы совпадают по фазе то, как их можно различить, если рабочий цикл в одном цилиндре совпадает с всасыванием в другом, да еще первый производит воздействие на несколько порядков большее. А если и удается различить, то какая точность достижима при таком разбросе в диапазоне измерения. При этом воздействуют в тот же момент другие, не менее мощные, факторы, например « при езде по грунту в спортивном режиме». Да, что-то тут попахивает шарлатанством.
Поделившись выше сказанным с некоторыми людьми, имеющими отношение к ДВС, АСУД и т.д. получил такие результаты:
Настораживающие моменты (см. выше) не настораживали, в то же время большое впечатление производили следующие фразы:
«зажигание – АДАПТИВНОЕ»,
«Адаптивная система зажигания за три рабочих цикла скорректировала переходный процесс»,
«Такие системы используются в космических кораблях и на мчащихся танках»,
«удается замкнуть систему по конечному параметру»,
«система успешно прошла сертификацию и уже производится»,
«кандидат технических наук, автор 70 изобретений», и тд.
Получается, что это все эмоции и все за, и против ничего не значат. Вот если бы свое слово сказала математика, которая лишена всяких эмоций. Но Михайлов по некоторым причинам (коммерческим, наверное) не раскрывает свою гениальную формулу, по которой работает его программа и из которой, имея всего на всего одну исходную переменную, удается вычислить множество других переменных, не связанных между собой, между прочим, и наконец благодаря этому управлять ДВС. Или тоже самое, но другими словами « изобрести велосипед все-таки удалось».
Единственный способ выяснить, с чем мы имеем дело, с гениальностью или шарлатанством, это попытаться получить формулу, которая опишет работу Михайловского зажигания и по ее сложности определится.
И так что мы имеем см. Рис.1.
На графике имеются данные - время такта, характерезуещее скорость вращения, и угол ОЗ. (опережение зажигания). Скорость вращения и есть тот единственный параметр, который используется в данной системе и является достаточным для ее анализа. Обратим внимание на то что время такта, характерезуещее скорость вращения КВ., определить с графика не удастся точнее, чем в среднем за такт. В Михайловском зажигании используется «датчик системы совмещенного типа обеспечивает точность слежения за поворотом распредвала двигателя не хуже 3 угловых минут». Это означает, что аппроксимируемая функция ОЗ, которую попытаемся вывести, будет оперировать данными как минимум на два порядка менее точными чем исследуемая. Но не откажемся, из-за этого, от попытки аппроксимации, возможно, что такая точность и не к чему, если окажется, что аппроксимируемая функция и без таких точных исходных данных окажется достаточно точной.
В качестве инструмента анализа, для простоты и наглядности, выберем программу Microsoft Excel.
Введем исходные данные: время такта, угол ОЗ. Угол ОЗ. и есть та функция, которую нужно аппроксимировать. Рассчитаем производную, от скорости вращения, ускорение. И что бы было с чем сравнивать функцию ОЗ., рассчитаем свою функцию «ОЗ. approximate», исходя, для начала, всего из двух параметров. В качестве первого переменного параметра используем время такта мс. И в качестве второго параметра используем константу 2.3 мс, которая характеризует скорость горения для данного типа двигателя. Рассчитывать функцию «ОЗ. approximate» будем по формуле
«ОЗ. approximate» = 180/ «время такта»* «константу 2.3».
Заметим,что такую функцию должен обеспечивать центробежный регулятор.
Для дальнейшего наглядного анализа рассчитаем функцию «Ошибка ОЗ»= «Угол ОЗ»- «ОЗ approximate».
Представим полученные данные в виде таблиц и графика 1.Проанализируем функцию «Ошибка ОЗ». Функция «Ошибка ОЗ» при «Время такта мс.» меньше чем 20мс. имеет минимальные значения. А на участке до 30 такта функция «Ошибка ОЗ» подобна функции (« Время такта мс.»-20) с учетом коэфициента пропорциональности. Подберем этот коэфициент и дополним формулу «ОЗ approximate» .
Не будем утомлять читателя всеми шагами апроксимации , а только заметим , что при дальнейшем расмотрении учтено влияние ускорения , хотя этот весовой коэфициент очень мал (1/13). Необходимо отметить, что столь малый весовой коэaфициент объясняется несколькими причинами. Во-первых, функция ускорения, являясь производной от функции «Время такта мс.», которая сама имеет ограниченную точность, имеет еще большую неточность. Поэтому рассчитать более точно аппроксимацию с учетом функции ускорения не представляется возможным, хотя наблюдается некоторая зависимость.
И так получаем окончательную формулу.
«ОЗ. approximate» = 180/ «время такта»* «константу 2.3»
при «время такта» 20мс.
«ОЗ. approximate» = 180/ «время такта»* «константу 2.3»+«время такта»/3
при «время такта» 20мс. И при дельта« ускорение» 0
«ОЗ. approximate» = 180/ «время такта»* «константу 2.3»+«время такта»/3 -« ускорение»/13
при «время такта» 20мс. И при дельта« ускорение» 0
То же самое более наглядно:
ОЗ=180/Тмс*2.3
Если Тмс 20мс.
ОЗ=180/Тмс*2.3+(Тмс.-20)/3
Если Тмс 20мс.
ОЗ=180/Тмс*2.3+(Тмс.-20)/3-A/13
Если Тмс 20мс. И Если дельта А 0
На вид как-то примитивно, но проверим результат.
Представим полученные данные в виде таблицы 2 и графика 2.
Сделаем выводы из полученных формул. Анализируя данные «Ошибка ОЗ» заметим , что среднее значение абсолютной ошибки «Ошибки ОЗ»=1.1 угловых градуса.»,а среднее значение относительной ошибки равно 0.06.
Если вы не очень доверяете определениям типа: среднее значение, абсолютная ошибка, относительная ошибка, просто визуально оцените на сколько точно совпали в результате аппроксимации функция «ОЗ градусов» и функция «ОЗ approximate».
Оценим полученные значения ошибок.
Для контроллера «Электроника МC2713» точность одного шага регулировки составляет 1,5 угловых градуса.
В некоторых системах, управления зажиганием, алгоритм работы примерно следующий: исходя из полученных данных от датчиков, фазы, скорости, разряжения, температуры и т.д. выставляется ОЗ. Затем, если датчик детонации не обнаружил детонацию, выставляется ОЗ. на 2 градуса раньше. Если в течение двух тактов детонации нет, то выставляется ОЗ. еще на 2 градуса раньше. В случае обнаружения детонации выставляется ОЗ. на 5 градусов позже. Далее все повторяется.
Вывод. При помощи простейшей функции удалось с высокой точностью, эмулировать работу сложного адаптивного зажигания, в котором используются сложные программы от космических технологий. К тому же, оказался совершенно ненужным прецизионный датчик, считывающий угловые градусы в минутах. По сути, мы обошлись трамблером, из которого удален центробежный регулятор и отключен вакуумный регулятор.
Ну не думаете ли вы, что я хочу сказать, что «михайловское зажигание» работает по такой примитивной формуле?
Нет, ни в коем случае. Просто мое мнение, об алгоритме его работы, сводится к следующему:
Если убрать оттуда все, что меньше 0.01, а то другое, что еще осталось, должно тогда сократиться.
Вот только тогда и получится та примитивная формула.
Но я уже слышу недовольные возгласы приверженцев угловых минут, в расчете на каждый цилиндр. К сожалению, эти минуты и даже один градус не оказывают заметного влияния, на общий К.П.Д. Нет все-таки если увеличить точность в 10 раз, то получим 1 процент на общий К.П.Д. Да и сам процесс горения не ломаная прямая, а кривая, хотя и с выраженным максимумом. Гораздо важнее оказываются другие параметры: состав смеси, распределение ее плотности, и т.д. И выходит что при помощи одного, сколько угодно умного зажигания, не решить всех проблем Д.В.С., хотя постоянно делаются попытки.
Подождите, скажете вы, а как же результаты испытаний? Хорошо, а где вы читали, что перед испытаниями сначала отрегулировали штатную систему и только потом сравнивали? Или сравнивали адаптивную систему зажигания с простым контроллером зажигания «Электроника МC2713», разработанным еще в 80 годах?
Если заговорили об испытаниях, то необходимо испытать и полученную формулу. Для этого выбираем график (из первоисточника, фигура.3 он самый сложный), другого двигателя с другими условиями испытаний. Понятно, что для другого двигателя коэффициенты будут другими, но формула должна сохранить общие черты. Подставляем, вычисляем, строим графики, получаем формулу ОЗ=180/Тмс*2.3+(Тмс.-10)/3-A/13 (см. mihaylov_ignition4.xls.). При этом среднее значение относительной ошибки равно 0.058 (уменьшилась). Отличный результат, в формуле поменялась одна константа (20 на 10). Не означает ли это, что «изобрести велосипед все-таки удалось»? Нет, это скорее способ развешивания макаронных изделий.
Жаль, что этому способствовал Михаил Колодочкин, напечатав заметку, «ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПРИСПОСОБЛЕНЕЦ» журнал "За Рулем", №2, 2001 год. А читал бы он лучше внимательнее журнал "За Рулем".
Тест "За рулем". Чуда опять не случилось. Юрий НЕЧЕТОВ
1997г.№11 страница: 77(http://www2.zr.ru/magzr/geta.asp?zr=19971155)
Решение о том, ставить ли такое зажигание на свой автомобиль, я уже принял, а вы?
P.S. Все написанное является моим личным мнением, и возможно я в чем-то ошибаюсь, и уж наверняка не имею «опыт по разработке систем, управляющих движущимися объектами. Такие системы используются в космических кораблях, пушках на мчащихся танках»; и я не изобрел ни одного велосипеда.
------------------------------------------- |
|
|
|