| Сел за руль - перестал быть христианином? Как быть православному человеку на дороге, в среде агрессивной и
 недружелюбной? Разрешить этот вопрос попыталась водитель с пятилетним стажем
 Екатерина СТЕПАНОВА
 
 У одного протоиерея как-то заболел водитель, и меня попросили подвезти
 батюшку на службу. В Москве всегда пробки, все спешат, сигналят, ругаются.
 Одному надо налево, а никто не пускает, другому развернуться, но две
 сплошные полосы тянутся бесконечно. Водители нервничают, звонят мобильные
 телефоны. И тут, как специально, госавтоинспектор посередине проспекта
 загородил проезд. Все, стоим. Ждем, пропускаем начальство. Если свернуть во
 двор, есть шанс объехать это столпотворение, но висит знак  поворот направо
 запрещен . Не долго думая, нарушаю: мол,  в этом месте всегда поворачивают,
 есть правила, конечно, но ведь есть и обычаи: . При этом толкаюсь и прижимаю
 других желающих объехать пробку. А батюшка, хитро улыбаясь, спрашивает меня:
 Что, сел за руль -- перестал быть христианином?
 И точно, ведь за рулем все христианские помыслы как будто испаряются
 из головы. Окружающие автолюбители только раздражают своими маневрами. Какая
 уж тут христианская любовь! Каждый сидит в замурованном авто с единственной
 мыслью -- скорее добраться до пункта назначения, и хорошо бы, чтобы все
 остальные участники дорожного движения куда-нибудь исчезли. Но, помню, в
 одной телевизионной передаче протоиерей Максим Козлов, настоятель храма мц.
 Татианы, сказал, что  вождение в мегаполисе дает все возможности для
 проявления христианских добродетелей . Попытаемся разобраться, как ведут
 себя православные водители в накаленных ситуациях на дороге?
 
 Над схваткой
 Вечер. Поток машин движется медленно. Уставшие труженики сплошным
 потоком ползут по домам. Рассказывает свящ. Георгий Романенко (стаж
 вождения -- 21 год):  Я думаю так: если я попал в пробку, значит, она мне
 послана Богом и я должен ее спокойно перенести. Тогда я включаю музыку,
 например Петра Лещенко. В дороге можно слушать Евангелие или Псалтирь, но
 это не особо рекомендуется. Слова должны проходить через сердце, а за
 рулем -- заслушаешься и ненароком через чужое сердце переедешь .
 Когда сидишь в пробке, удобно молиться -- было бы желание. Когда еще в
 нашей суетной жизни останешься один, тем более в тишине! Некоторые
 православные водители слушают духовные песнопения и даже подпевают. Кто-то
 читает на память правило, кто-то -- Иисусову молитву. Рассказывает отец
 Александр Шантаев (стаж вождения -- 23 года):  А я люблю молчать и быть
 один, поэтому часто езжу в машине один и молчу. Мне это нравится. Я могу
 беспокоиться из-за того, что двигатель закипает или что-нибудь отваливается
 у моего автомобиля, но из-за того, что попал в пробку, я не переживаю. Мне
 удалось договориться самому с собой -- не волноваться по этому поводу. Порой
 я бываю импульсивным, опоздания всегда вызывали во мне глубокое чувство
 рефлексии. Но однажды я решил, что буду спокойно существовать без этих
 переживаний, полагаясь на волю Божию. Что я могу сделать в пробке? Взлететь
 на ракете, подняться на вертолете или, как Карлсон, пропеллер включить? Да,
 опоздал, ну что поделаешь .
 Вдруг откуда ни возьмись выруливает какой-нибудь резвый гонщик. Он
 пробует обойти пробку по встречной полосе, но, заметив впереди пост ГАИ,
 пытается влезть между машинами. Водители, честно просидевшие час в заторе,
 возмущаются и  летуна  не пускают, а тот напористо вжимается. Опыт
 показывает, что если не суетиться, а спокойно ехать в своем ряду, то,
 бывает, через час медленного, но уверенного продвижения замечаешь этого
 взмокшего автолюбителя всего в нескольких машинах перед собой. Он устал, но
 толком вперед так и не продвинулся -- себя только замучил и окружающих.
 Объясняет о. Георгий:  Не нужно порицать тех, кто лезет вперед или объезжает
 по встречной. Они считают, что могут без очереди пройти, ну и помоги им Бог.
 Осуждать -- это грех. Надо относиться к таким водителям так, как будто они
 действительно очень спешат. Может быть, у них рожает жена или они едут
 делить клад .
 
 Иду на обгон
 Автолюбители любят похвалиться мощностью своего автомобиля. Бывает,
 что тянет погоняться по ночной трассе. Или рвануть со светофора и  сделать
 менее прыткого соседа по шоссе. Еще горит красный, но  противник  уже рычит
 мотором -- пугает. Желтый замигал. Зеленый. Визг резины, машины срываются со
 стоп-линии. Повезло, если все пешеходы успели перейти дорогу!
 Рассказывает о. Александр Шантаев:  Хорошо, кому удается совладать с
 этим специфическим автомобильным бесенком, который подзуживает наши азартные
 импульсы. Если отделаешься от него до первой аварии -- это признак мудрости.
 У меня был опыт серьезной аварии. Именно тогда и наступило ощущение, что,
 даже если я невнимателен к своей жизни (а это грех), есть те, о ком я должен
 заботиться, те, кто зависит от меня. Существует масса дел, в которые я
 вовлечен по Божией воле, и было бы преступно их оборвать по собственной
 инициативе. С тех пор я всегда просчитываю ситуацию и езжу очень аккуратно.
 Стараюсь не провоцировать ситуации, где я могу потерять контроль .
 Аварии всегда случаются по глупости и почти всегда из-за несоблюдения
 скоростного режима. Страшно и невосполнимо, если кто-то пострадал. Но в
 мелких происшествиях есть и воспитательный момент. После аварии на некоторое
 время возвращается страх перед дорогой, водитель становится особенно
 внимателен к ситуации за бортом. Лихачество -- к сожалению, временно --
 уступает чувству самосохранения. Своим опытом поделился Геннадий Лазарев,
 профессиональный водитель (возит приходского священника, стаж вождения -- 27
 лет):  Я свое отгонял, теперь не гоняю. Попадал в страшные аварии. В 90-м
 году провел четыре дня в коме, но, слава Богу, выжил и все пассажиры
 остались целы. Нет, водить после этого не страшно, но я по опыту знаю, что
 "автомобиль -- это не развлечение, это смертельная опасность, это гроб на
 колесах!" Раньше такими словами начинали учить вождению. А теперь выдают
 права за 24 часа и этих смертников выпускают на дорогу!
 
 Чайники
 Все водители когда-то были  чайниками . Тем не менее новичков на
 дороге не любят. Один водитель с большим стажем как-то заметил, что надо не
 пускать в центр города тех, у кого стаж меньше трех лет. Пусть себе катаются
 по кольцу, за городом, на специальных полигонах -- пока не наберутся опыта.
 Новички, кто только что получил права, во многом бывают не уверены,
 совершают массу нелепых огрехов, но они боятся ошибиться и часто водят
 автомобиль менее аварийно, чем потом, набравшись опыта. Опасаться на дороге
 стоит скорее тех, кто думает, что уже научился водить машину , -- считает о.
 Александр Шантаев.
 В городе машины идут плотным потоком, и водители связаны дорогой друг
 с другом. У каждого своя манера езды, свой темперамент. Обязательно один из
 сопутников  торопится или устал, он начинает сигналить, если кто-то
 замешкался на светофоре или неудачно перестраивается в другой ряд.  В городе
 ты перенимаешь условия той игры, которую навязывают окружающие, -- поясняет
 Геннадий Лазарев. -- Трудно сдерживаться -- и ругаюсь, и возмущаюсь. Батюшка
 меня успокаивает, но и он иногда не выдерживает. Основная масса водителей
 совершенно некультурны, стоит какой-нибудь пешеход посередине дороги, и
 никто его, бедного, не пускает, а ведь можно взять и пропустить. Пусть все
 обгудятся сзади .
 Все-таки если несколько абстрагироваться от накаленной ситуации, можно
 ее использовать для тренировки добродетелей:  За рулем учишься терпению в
 действии, -- рассказывает о. Александр Шантаев. -- Если ты внимателен к себе
 за рулем, то заметишь: вот здесь я проявил здравомыслие, здесь
 рассудительность, но в этой ситуации был невнимателен и подрезал грузовик.
 Когда мы едем по улице, мы как бы пребываем в потоке движения разных
 страстей, потому что каждым автомобилем управляет человек со своим
 характером, со своими душевными проблемами. Он на дороге наш ближний, а
 вовсе не тот, кто рядом сидит. Взрывной ты или раздражительный,
 слабохарактерный или гневливый -- все становится видно, целое "Добротолюбие"
 открывается! За рулем можно научиться оставаться в равновесии, даже если
 спешишь или опаздываешь. Надо подумать: а есть ли что-то важнее, чем твоя
 собственная жизнь и жизнь другого?
 
 Правила -- не для гаишников
 Мало кто ездит в нашей стране по правилам. В Европе все ездят по
 закону, а чем дальше на Восток, тем больше доверяются своей интуиции.  Мы с
 батюшкой не должны опаздывать и поэтому нарушаем здорово, -- поделился
 Геннадий Лазарев. -- Но я с настоятелем договорился: если я нарушил сам и
 нас остановили -- я плачу, если я нарушил по его благословению -- он платит
 штраф .
 Но правила придуманы не для того, чтобы кормить гаишников. Они
 основаны на опыте реальных аварий и должны помочь водителям избежать
 нештатных ситуаций на дороге. Рассказывает о. Владимир Шафоростов (стаж --10
 лет):  Правила я непременно соблюдаю и всем рекомендую. Хотя бывают особые
 ситуации: кто-то умирает, и я должен срочно причастить человека. Тогда
 приходится где-то и нарушить, чтобы успеть вовремя. Но это серьезно
 оправдано. Священник -- он ведь как скорая помощь. Я считаю, у батюшек
 должны быть мигалки, чтобы к умирающему сквозь пробки спешить официально .
 
 Езда в провинции
 На городской дороге необходимы динамика и крепкие нервы, в
 провинции -- острое зрение и быстрая реакция. Рассказывает о. Александр
 Шантаев:  Разумеется, водить машину в провинции мне страшно. Часто
 приходится ездить по непроглядным сельским дорогам, где в темноте легко
 сбить пьяного или велосипедиста. На проселочных дорогах фонари, даже если
 они есть, не горят. Дальний свет тоже нельзя включать, потому что можно
 ослепить пешехода и боковое зрение водителя сужается. В таких случаях я
 молюсь.
 Очень непривычно, но в провинции водители никогда не включают
 поворотники. Если им нужно повернуть, они просто сбрасывают скорость и
 поворачивают. Поворотники -- это знак уважения к тому, кто едет сзади, а в
 провинции человек весь в себе. В городе паркуешься так, чтобы окружающим
 было удобно. Но кто привык ездить в поле, бросает машину на проезжей части
 или ставит так, что рядом уже никто не встанет. Неуважение и невнимание к
 окружающим, увы, присуще провинции. В Москве культуре вождения учат опытно:
 не включил поворотник -- получил удар в багажник, встал криво на парковке --
 углы подровняют!
 Моя поездка на машине -- это каждый раз сто километров в одну сторону.
 Мне очень нравится наблюдать смену времен года, что трудно заметить в
 большом городе. Смотреть, как знакомое поле желтеет, как с него собирают
 траву, как оно покрывается первым инеем, заметается снегом. Есть такое
 место, где я всегда останавливаюсь ненадолго - "делаю стоп-кадр". В этом
 есть своя маленькая поэзия. Дорога -- это поэма или симфония, где масса
 перепадов и новых партий .
 
 Рекомендации священника Георгия Романенко, психиатра по образованию,
 для православных водителей:
 -- Не ругайтесь в машине. Как только начинаешь ругаться, к тебе сразу
 подступают силы зла. Нужно относиться ко всем по-доброму и говорить в салоне
 только о хорошем. Если ваш пассажир или попутчик начинает сквернословить или
 осуждать кого-то -- просите его прекратить, добром это ни для кого не
 кончится.
 
 Есть такое знаменитое правило  три Д  -- Дай Дорогу Дураку. Если
 видишь, что впереди водитель ведет себя странно: разгоняется, резко
 останавливается на светофорах -- держись от него как можно дальше.
 Определить, опытный ли впереди водитель, можно по тому, как он тормозит.
 Человек, давно и уверенно водящий машину, редко пользуется тормозом -- он
 все рассчитывает, пользуется передачами, регулирует скорость, не торопится.
 
 Чаще всего аварии случаются при подъезде к дому. В конце пути
 ослабевает внимание. Так же как больные часто умирают, как только приезжает
 "скорая помощь": видят белый халат, адреналин перестает вырабатываться,
 человек думает, что спасен, и тут же умирает. Опытные врачи снимают халат
 при подходе к больному. Так же и за рулем: чем ближе к месту назначения, тем
 будьте внимательнее.
 
 Жены, не нужно учить своих мужей водить машину! Сидите тихо, и лучше
 сзади, молитесь. В машине должна быть атмосфера мира. Когда муж сидит в
 качестве пассажира, он должен понимать, что женщина -- это скудельничный
 сосуд, и удивительно, как Бог дал ей в руки руль. Поэтому молитва мужа
 должна быть сугубо огненная. Учить никого не нужно, пока тот за рулем.
 
 У нас нет культуры пропускать пешеходов. Мы-то сидим в железных авто,
 а они бегают под колесами беззащитные, как зайцы. Надо быть вежливыми -- тем
 более к слабому. Пешехода нужно пожалеть и пропустить.
 
 По возможности старайтесь бесплатно подвозить людей. Подвезешь
 путника -- Господь тебе поможет. Надо, конечно, смотреть, кого брать с
 собой. Но все-таки Господь дал тебе машину, ты немножко побогаче -- помоги.
 
 С Госавтоинспекцией нужно общаться по-христиански. Если просят
 денег -- надо отдать. Взятка -- это плохо, но, если просят, нужно отдать и
 рубаху. Кстати, к священникам инспекторы относятся хорошо, порой, надо
 сказать, незаслуженно хорошо. У них существует поверье: если обидишь попа --
 ноги отсохнут.
 
 Нельзя вешать всякие болтающиеся ароматизаторы на зеркало перед
 глазами -- это нарушает внимание. Желательно иметь в машине крестик. Крест
 сам по себе имеет великую силу, он освящает дорогу. Можно в дороге
 молиться -- это как уж кому хватит сил.  Господи помилуй!  всегда можно
 произнести. Мы как-то ехали с другом и пытались по дороге читать акафисты.
 Но как только открывали молитвослов, сразу на нас обоих нападал сон.
 Пришлось отложить чтение. И сразу сонливость исчезла. Вот так бес нападает!
 А уж бороться с бесом в дороге или подождать, пока доедешь, -- это каждый
 сам решает.
 
 Если устали в пути -- нужно отдохнуть. Остановиться и поспать. Можно
 притормозить у какого-нибудь храма или памятника, выйти помолиться, а потом
 дальше поехать. Перед дальней дорогой надо выспаться и после обязательно
 отдохнуть. Уставший человек если и не заснет за рулем, может не заметить
 какую-нибудь опасность.
 
 Ни в коем случае не обращайте внимание на собак. Недавно в Европе
 произошла авария, где из-за собаки погибли дети. Она резко выскочила на
 дорогу, водитель свернул и сбил детей. Надо оценивать ситуацию, если никого
 нет вокруг и скорость небольшая -- можно и затормозить, но если есть хоть
 какая-то опасность -- смело давите собак, пускай погибнет она, смерть
 человека никак нельзя восполнить.
 
 Водить нужно не как правильно или как лучше. Православие -- это дух.
 Духом нужно жить и водить тоже. А дух -- это любовь, дух -- это радость.
 Всегда радуйтесь, благодарите и непрестанно молитесь! Радоваться людям, что
 у них есть  Мерседесы , БМВ,  Порши ,  Бентли . Эта радость внутри должна
 тебя греть.
 
 
 P.S. О. Георгий Романенко:  Как можно определить психику водителя? По
 его машине. Если машина чистая, коврики вычищены, торпеда без пыли, под ноги
 газетка подстелена -- перед вами сумасшедший. Разве можно так относиться к
 железке? А если в авто в ногах валяются бутылки, пакеты из-под сока, грязь
 на торпеде, там сломано, здесь скотчем примотано -- это здоровый человек!
 Правильное свободное отношение, как к телеге. Залатал, сел, поехал .
 
 O. Александр Шантаев:  Машина в нашем странном мире часто заменяет
 мужчинам их "мужское дело", которое в современной жизни у них часто
 отсутствует в принципе. Автомобиль -- это отраженное эхо былой вольницы,
 былой подлинно мужской жизни воина. Мужчины украшают свою машину, моют,
 покупают для нее новые колеса и прочее. Так они бы холили и лелеяли своего
 коня, который бойцу жизнь спасает .
 |