В общем, снимал и Зенитом, и ЗорЬким, и сменами и прочими вилиями. А экспонометр теперь ещё достать надо.
Даже сейчас с цифрозеркалом часто пользуюсь ручным режимом без подсказки автоматики.
Вывод один - опыт и ещё раз опыт и варианты +/- 2 ступени. Иначе никак.
Я делал так. Запоминал примерно экспозицию для "стандартной ситуации" и чувствительности 100, например для ситуации "солнышко, природа" - диафрагма 8, выдержка 1/500. И делал "вилку". Поскольку современная плёнка терпит ошибку экспозии в 4 ступени (+/- 2 ступени), то один из 3-х кадров обязательно получится. Кстати, на плёнке Коника (вроде и на Фуджи) на внутренней стороне коробки есть подсказочки в картинках. Ничего позорного в просмотре этих картинок нет %), тем более что их всегда можно взять с собой или даже наклеить на заднюю стенку аппарата. А там и запомнишь.
Часто приходится корректировать. Например, снимаем в контровом свете и необходимы детали в тенях. Заранее прибавляем ступени 2, светА будут пересвечены, но в тенях отчётливые детали. Наоборот, для силуэта ступеньку убираем.
Глаз привыкает к любому освещению, поэтому надо ориентироваться на общее освещение, так сказать анализировать. У меня до сих пор, несмотря на опыт, получается плохо, часто снимаю в контровом свете - в результате брак.
И - всегда варианты. Иногда ведь и получаются не только ошибки, а и неожиданные эффекты, особенно если тот же контровый свет. |