Из записок африканского путешественника
(От публикатора. Эти записки представляют собой отчет об африканской
экспедиции, состоявшейся в 1911 году и обнаружившей племя, до сих пор
неизвестное антропологам. В начале 1912 автор записок отправился в США,
собираясь, видимо, сделать доклад о своем сенсационном открытии
американским коллегам. Увы, для этого путешествия он выбрал "Титаник"...
Таким образом, лишь в наши дни, вместе с другими поднятыми со дна моря
предметами, записки попали в руки ученых. К сожалению, вода не пощадила
бОльшую часть записей, и по-прежнему не известны ни географические
координаты таинственного племени, ни даже имя отважного первопроходца.)
Наш путь по джунглям длился уже семнадцать дней, и некоторые
из моих товарищей высказывали все большее беспокойство. Но Мбуту, наш
проводник, уверенно шагал вперед, туда, где в сердце дождевых лесов
скрывался доселе неведомый белому человеку загадочный народ нтернети.
Наконец утром девятого дня мы достигли селения. Похоже, дерев- ню постигла
какая-то беда: жители с видом потерянным и удрученным во множестве сидели на
земле или бродили поодиночке между хижинами. Время от времени то один, то
другой доставал гладкую палочку, по-средством которой туземцы обычно
добывают огонь, и принимался быстро вращать ее в лунке, пока вверх не
поднимался первый дымок. Од- нако, вместо того, чтобы довести дело до конца
и разжечь костер, нтернети провожал дымок тоскливым взглядом и вновь
погружался в неподвижность. Мы попросили Мбуту узнать у них, что
случилось. Сер-Вер упал, - ответил наш проводник. Я решил, что Сер-Вер -
это имя местного вождя, свалившегося с пальмы, и, выразив туземцам
соболезнования, поинтересовался смыс- лом исполняемого ими обряда. -Они
посылают пинги, - пояснил Мбуту. Из его дальнейших объ- яснений я понял, что
пинги - это молитвы небесным духам, возно- симые об исцелении Сер-Вера. Я
улыбнулся наивной вере этих детей леса, однако не успела улыбка сойти с
моего лица, как из-за де- ревьев повалил к небу столб густого черного дыма,
видимого, дол- жно быть, за многие мили. И тотчас все нтернети разразились
ра- достными криками "Сер-Вер поднялся! Сер-Вер поднялся!" и дружно
принялись добывать каждый свой собственный дымок. От дальнейших распросов их
пришлось отказаться, ибо с этого момента они уже не обращали ни на нас, ни
на прочие события внешнего мира никакого внимания. Последнее обстоятельство
чрезвычайно затруднило наши иссле- дования, и все же, проведя среди этого
таинственного народа больше месяца, мы составили представление об их
удивительной культуре. Вся жизнь нтернети подчинена служению сложному
религиозному культу; всем прочим, включая охоту и продолжение рода, они
зани- маются редко и неохотно, полагая, что это отвлекает их от главного. В
центре культа находятся добрый дух Конекту и злой дух Дисконекту. Конекту
посылает хорошую погоду и сухие дрова, и тогда дымы подни- маются высоко и
видны издали; Дисконекту насылает ветер и дождь, которые гасят костры.
Земным воплощением духа Конекту считается верховный шаман Провайда,
поддерживающий главный костер племени. Каждый нтернети ежемесячно приносит
ему жертву - "а иначе отрубит", пояснили они мне. Что именно отрубает
Провайда ослушнику, они не сказали - должно быть, казнь эта слишком ужасна,
чтобы описывать ее вслух. Провайда - фигура настолько важная, что простым
нтернети видеть его не положено; свои подношения они складывают у входа в
его хижину, обтянутую носорожьими шкурами. Со всеми же своими про- блемами
они обращаются к подручным шамана - супотам, которые служат посредниками
между Провайдой и простыми смертными. Как нередко бывает у народов,
исповедующих примитивные культы, нтернети скрывают свои истинные имена,
опасаясь, что знающий их получит над ними колдовскую власть. Поэтому в быту
они используют заменители имен, называемые урлами; подлинные же имена (на
туземном наречии - "айпи") знает только Провайда. Способ, которым простые
нтернети разводят свои дымы, называется "дай лапу"; вероятно, это название
идет от разлапистых пальм, чьи ветви обычно используются для разведения
дыма. Однако нтернети верят, что самые достойные из них получат после смерти
особое топливо, которому не страшны ветер и дождь, и которое выделяет в
тысячу раз больше дыма; его так и зовут - "выделенка". Говорят, что
некоторые удостаиваются выделенки уже при жизни, и в первую оче- редь,
конечно, сам Провайда - и действительно, его дым намного толще, чем у
других членов племени. Хотя все племена нтернети исповедуют, в общем, единый
культ, между ними идут постоянные религиозные войны. Одна из самых за-
тяжных связана с тем, какие палочки использовать для добывания ды- ма. Одно
племя пользуется мсайе, палочками из древесины кокосовой пальмы, а другое -
нтскейпами, из древесины банановой пальмы. Что интересно - те и другие
одинаково кривые, однако каждое племя за- мечает лишь кривизну палочек
противника. Помимо религиозных оппонентов, есть у нтернети и другие враги.
Как-то утром, выйдя из палатки, я с ужасом увидел, что всю восточную часть
горизонта застилает дым. Однако туземцы, похоже, не были обеспокоены
зрелищем грандиозного пожара в джунглях; оно вызывало у них лишь досадливое
раздражение - и не более. "Опять спам!" - объяснили они мне. Спамеры - это
изгои, самая презираемая часть нтернети. Они совершенно не умеют охотиться и
поэтому разводят множество костров, призывая накормить их плодами хлебного
дерева. Почему они верят в эффективность этих призывов - совершенно
непонятно: если нтернети удается поймать спамера, они не кормят его, а
предают мучительной казни, и немало высушенных спамерских голов украшают
колья вокруг хижины Провайды. Головы эти размером с кулак взрослого мужчины;
я поинтересовался у туземцев, как им удается так уменьшать эти головы, и
мне ответили, что у спамеров они такие от природы, ибо внутри почти нет
мозга. Но если спамеры окружены всеобщим презрением, то другая разно-
видность нарушителей закона племени, хакры, вызывает суеверный ужас у
большинства нтернети. Хакры - это туземные колдуны, не признающие власть
Провайды. Рассказывают, что они способны на расстоянии пога- сить чужой
костер или так изменить его дым, что хозяин сам рад не будет. К сожалению,
приближался сезон дождей, и нам пришлось покинуть селение и двинуться
обратно, так и не узнав еще многих тайн нтернети. Но я надеюсь вернуться
сюда со следующей экспедицией... |