| Из записок африканского путешественника (От публикатора. Эти записки представляют собой отчет об африканской
 экспедиции, состоявшейся в 1911 году и обнаружившей племя, до сих пор
 неизвестное антропологам. В начале 1912 автор записок отправился в США,
 собираясь, видимо, сделать доклад о своем сенсационном открытии
 американским коллегам. Увы, для этого путешествия он выбрал "Титаник"...
 Таким образом, лишь в наши дни, вместе с другими поднятыми со дна моря
 предметами, записки попали в руки ученых. К сожалению, вода не пощадила
 бОльшую часть записей, и по-прежнему не известны ни географические
 координаты таинственного племени, ни даже имя отважного первопроходца.)
 Наш путь по джунглям длился уже семнадцать дней, и некоторые
 из моих товарищей высказывали все большее беспокойство. Но Мбуту, наш
 проводник, уверенно шагал вперед, туда, где в сердце дождевых лесов
 скрывался доселе неведомый белому человеку загадочный народ нтернети.
 Наконец утром девятого дня мы достигли селения. Похоже, дерев- ню постигла
 какая-то беда: жители с видом потерянным и удрученным во множестве сидели на
 земле или бродили поодиночке между хижинами. Время от времени то один, то
 другой доставал гладкую палочку, по-средством которой туземцы обычно
 добывают огонь, и принимался быстро вращать ее в лунке, пока вверх не
 поднимался первый дымок. Од- нако, вместо того, чтобы довести дело до конца
 и разжечь костер, нтернети провожал дымок тоскливым взглядом и вновь
 погружался в неподвижность. Мы попросили Мбуту узнать у них, что
 случилось. Сер-Вер упал, - ответил наш проводник. Я решил, что Сер-Вер -
 это имя местного вождя, свалившегося с пальмы, и, выразив туземцам
 соболезнования, поинтересовался смыс- лом исполняемого ими обряда. -Они
 посылают пинги, - пояснил Мбуту. Из его дальнейших объ- яснений я понял, что
 пинги - это молитвы небесным духам, возно- симые об исцелении Сер-Вера. Я
 улыбнулся наивной вере этих детей леса, однако не успела улыбка сойти с
 моего лица, как из-за де- ревьев повалил к небу столб густого черного дыма,
 видимого, дол- жно быть, за многие мили. И тотчас все нтернети разразились
 ра- достными криками "Сер-Вер поднялся! Сер-Вер поднялся!" и дружно
 принялись добывать каждый свой собственный дымок. От дальнейших распросов их
 пришлось отказаться, ибо с этого момента они уже не обращали ни на нас, ни
 на прочие события внешнего мира никакого внимания. Последнее обстоятельство
 чрезвычайно затруднило наши иссле- дования, и все же, проведя среди этого
 таинственного народа больше месяца, мы составили представление об их
 удивительной культуре. Вся жизнь нтернети подчинена служению сложному
 религиозному культу; всем прочим, включая охоту и продолжение рода, они
 зани- маются редко и неохотно, полагая, что это отвлекает их от главного. В
 центре культа находятся добрый дух Конекту и злой дух Дисконекту. Конекту
 посылает хорошую погоду и сухие дрова, и тогда дымы подни- маются высоко и
 видны издали; Дисконекту насылает ветер и дождь, которые гасят костры.
 Земным воплощением духа Конекту считается верховный шаман Провайда,
 поддерживающий главный костер племени. Каждый нтернети ежемесячно приносит
 ему жертву - "а иначе отрубит", пояснили они мне. Что именно отрубает
 Провайда ослушнику, они не сказали - должно быть, казнь эта слишком ужасна,
 чтобы описывать ее вслух. Провайда - фигура настолько важная, что простым
 нтернети видеть его не положено; свои подношения они складывают у входа в
 его хижину, обтянутую носорожьими шкурами. Со всеми же своими про- блемами
 они обращаются к подручным шамана - супотам, которые служат посредниками
 между Провайдой и простыми смертными. Как нередко бывает у народов,
 исповедующих примитивные культы, нтернети скрывают свои истинные имена,
 опасаясь, что знающий их получит над ними колдовскую власть. Поэтому в быту
 они используют заменители имен, называемые урлами; подлинные же имена (на
 туземном наречии - "айпи") знает только Провайда. Способ, которым простые
 нтернети разводят свои дымы, называется "дай лапу"; вероятно, это название
 идет от разлапистых пальм, чьи ветви обычно используются для разведения
 дыма. Однако нтернети верят, что самые достойные из них получат после смерти
 особое топливо, которому не страшны ветер и дождь, и которое выделяет в
 тысячу раз больше дыма; его так и зовут - "выделенка". Говорят, что
 некоторые удостаиваются выделенки уже при жизни, и в первую оче- редь,
 конечно, сам Провайда - и действительно, его дым намного толще, чем у
 других членов племени. Хотя все племена нтернети исповедуют, в общем, единый
 культ, между ними идут постоянные религиозные войны. Одна из самых за-
 тяжных связана с тем, какие палочки использовать для добывания ды- ма. Одно
 племя пользуется мсайе, палочками из древесины кокосовой пальмы, а другое -
 нтскейпами, из древесины банановой пальмы. Что интересно - те и другие
 одинаково кривые, однако каждое племя за- мечает лишь кривизну палочек
 противника. Помимо религиозных оппонентов, есть у нтернети и другие враги.
 Как-то утром, выйдя из палатки, я с ужасом увидел, что всю восточную часть
 горизонта застилает дым. Однако туземцы, похоже, не были обеспокоены
 зрелищем грандиозного пожара в джунглях; оно вызывало у них лишь досадливое
 раздражение - и не более. "Опять спам!" - объяснили они мне. Спамеры - это
 изгои, самая презираемая часть нтернети. Они совершенно не умеют охотиться и
 поэтому разводят множество костров, призывая накормить их плодами хлебного
 дерева. Почему они верят в эффективность этих призывов - совершенно
 непонятно: если нтернети удается поймать спамера, они не кормят его, а
 предают мучительной казни, и немало высушенных спамерских голов украшают
 колья вокруг хижины Провайды. Головы эти размером с кулак взрослого мужчины;
 я поинтересовался у туземцев, как им удается так уменьшать эти головы, и
 мне ответили, что у спамеров они такие от природы, ибо внутри почти нет
 мозга. Но если спамеры окружены всеобщим презрением, то другая разно-
 видность нарушителей закона племени, хакры, вызывает суеверный ужас у
 большинства нтернети. Хакры - это туземные колдуны, не признающие власть
 Провайды. Рассказывают, что они способны на расстоянии пога- сить чужой
 костер или так изменить его дым, что хозяин сам рад не будет. К сожалению,
 приближался сезон дождей, и нам пришлось покинуть селение и двинуться
 обратно, так и не узнав еще многих тайн нтернети. Но я надеюсь вернуться
 сюда со следующей экспедицией...
 |