Указатель температуры охлаждающей жидкости состоит из датчика, установленного в головке цилиндров и приемника, расположенного на щитке приборов. В латунной гильзе датчика помещают биметаллическую пластину с обмоткой и контакты. Пластина, изготовленная из двух полосок разных металлов (инвар и сталь), обладающих различными коэффициентами линейного расширения, при нагревании изгибается, а при остываниии выпрямляется. Приемник состоит из корпуса, биметаллической пластины с обмоткой, стрелки и шкалы.
При выключенном зажигании ток в цепи отсутствует и биметаллическая пластина 6 удерживает стрелку указателя в крайнем правом положении. При включении зажигания у холодного двигателя ток пойдет через контакты 10 и 11 по обмоткам 3, 8 датчика и приемника. При этом время нагревания пластины 2 датчика будет длительное, остывание после размыкания контактов - быстрое. Поэтому в цепи будут продолжительные импулься тока, вследствие чего пластина 6 приемника, сильно нагреваясь, выгнется и отведет стрелку 7 в крайнее левое положение. При нагревании жидкости детали датчика тоже нагреваются и время замкнутого состояния контактов уменьшается, а время разомкнутого состояния увеличивается. Поэтому ток в цепи уменьшится, биметаллическая пластина начнет остывать и, выпрямляясь, отклонит стрелку на деление, соответствующее температуре охлаждающей жидкости. |